«Эндемик» тронул зрителей до глубины души

29 октября 2023, 03:00Культура
Фото: архив народного театра «Эндемик»

Гран-при на областном конкурсе

Как справедливо заметила художественный руководитель народного театра «Эндемик» Алла Хуташкеева, пьеса, написанная драматургом и воплощённая режиссёром на сцене, – суть разные произведения. Сколько режиссёров, столько и прочтений одного и того же литературного творения. Именно поэтому смена режиссёра так значима для любого театрального учреждения, неважно – самодеятельного или профессионального.

Театр с историей

В труппе народного театра «Эндемик» Анивского РДК знаковая перемена случилось в феврале текущего года, когда режиссёром творческого коллектива стала Виолетта Любина. За небольшой срок – чуть более полугода – молодой режиссёр успела поставить премьеру, отмеченную гран-при областного конкурса.

Виолетта Андреевна – воспитанница театральной студии под руководством Аллы Хуташкеевой. Студия в Анивской школе искусств работает более 20 лет. За это время она подготовила немало успешных выпускников, которые трудятся в учреждениях культуры области. Вот и для Виолетты детское увлечение сценой стало профессией, и сегодня она дипломированная актриса, выпускница Волгоградского института культуры.

«Эндемик» – театр с историей. Как можно судить по архивным документам, сохранившимся с 60–70-х годов, любительские спектакли на базе городского ДК ставились уже тогда. Самодеятельные актёры даже ездили на гастроли в Благовещенск. Сохранились названия спектаклей драматического коллектива РДК: комедия «Синие дожди», «Странный доктор», «Чёртов клин». Первый большой успех пришёл во Владивостоке на Всероссийском смотре театральных коллективов. За спектакль «Синие дожди» артисты были удостоены Диплома II степени и звания лауреата Всероссийского смотра.

Новая волна

Статус народного, который на протяжении многих лет гордо носит «Эндемик», появился в СССР в конце 50-х годов. Это звание присваивается успешным самодеятельным театрам, которые имеют постоянную труппу, устойчивый репертуар и зал для ре­гулярных постановок. Звание требуется подтверждать каждые три года.

– В советское время в области работало много самодеятельных театральных коллективов, в том числе и народных. Когда я в конце 80-х после окончания института приехала на Сахалин, была приятно удивлена таким обилием трупп. Этот вид творчества поощрялся, а потому развивался, – вспоминает тогдашний руководитель театра, ныне его бессменный худрук Алла Хуташкеева. – В 90-е годы по понятным причинам самодеятельное театральное движение значительно сбавило обороты. Выжили сильнейшие, в том числе и мы. Сейчас наблюдается новая волна развития самодеятельных театров.

Новая волна поддерживается на правительственном уровне. На Сахалине, например, ежегодно проводятся областные театральные фестивали самодеятельных коллективов. «Большое в малом» – это фестиваль, на котором демонстрируются малые театральные формы – отрывки, зарисовки, этюды. Театральный конкурс малых форм чередуется с большим областным театральным событием «Кафедрама». В этом году IV областной фестиваль «Кафедрама» состоялся в марте на сцене южно-сахалинского городского ДК «Родина». Гран-при фестиваля было присуждено театру «Эндемик» за спектакль «Наташина мечта».

Правдивая история

Победы в конкурсах и фестивалях тоже работают на подтверждение статуса народного. Раньше народным театрам гарантировалось государственное финансирование. Сегодня с этим неважно. Поэтому выбирая очередную пьесу для постановки, режиссёр ориентируется не только на актуальность темы, состав труппы и вкусы публики, но и на материальную составляющую будущей постановки.

– У нас, например, коллектив в основном женский, не хватает исполнителей мужских ролей. Что касается вкусов нашего зрителя, не секрет, что люди сейчас охотнее пойдут на лёгкую комедию, чтобы отдохнуть и отвлечься. Но с точки зрения постановки комедия вовсе не лёгкий жанр. Однако задумка поставить комедию есть, слишком давно мы «сидим» на классике, – делится творческими планами Виолетта Андреевна.

«Наташина мечта» – несомненный успех молодого режиссёра. Как рождался этот спектакль?

– Два года назад прочла одноимённое произведение про девочку из детского дома и, когда вернулась на Сахалин, захотелось снять монолог из этой монопьесы для Интернета. Но Алла Афанасьевна посоветовала взять пьесу как основу для полноценного спектакля. Стали работать: исследовать тему, добавлять роли, писать монологи и диалоги. Старались понять, что волнует ребят из детских домов. Расспрашивали семьи, где живут приёмные дети. Так первоначальная пьеса дополнилась несколькими монологами на основе реальных историй.

Премьера «Наташиной мечты» состоялась дома, в Аниве. Позднее показали спектакль в Троицком и Невельске. В Троицком в зале были ребята из Центра содействия семейному устройству «Звёздный» (бывшего детского дома). Актёры очень волновались перед выступлением, но слёзы юных зрителей стали лучшим доказательством правдивости театральной истории.

По мнению автора постановки, главный показатель работы драматического коллектива – не количество зрителей в зале и даже не гран-при с престижного конкурса, хотя и это тоже, а правда на сцене, которая рождает такие эмоции, что невозможно сдерживать слёз.

Лучший отзыв

Любопытно, что для творческого человека ограниченность бюджета оборачивается другой стороной: как повод проявить смекалку или, как модно теперь говорить, креативность. Например, для «Наташи» нужны были столы и стулья, но их негде было взять, и тогда придумали обойтись театральными кубами, которые прекрасно заменили настоящую мебель.

– Я за минимализм на сцене. Реквизит или богатые театральные костюмы – в некоторых случаях это способ спрятать за ними слабую актёрскую игру. Мастерство артиста в том и состоит, чтобы уметь работать без реквизита, – уверена молодой режиссёр.

Но вот ограниченность в актёрском составе преодолеть можно только одним способом: расширить труппу за счёт новичков. Что «Эндемик» и делает, приглашая мужчин и женщин разных возрастов попробовать себя в актёрском амплуа.

– Мы учим актёрскому мастерству, сценической речи, движению. Причём делается это при помощи тренингов и упражнений в игровой форме. Это очень увлекательно. Разве не интересно хотя бы пару часов прожить на сцене в роли какой-нибудь бедной Лизы из XVIII века, – продолжает Виолетта Андреевна. – Для меня самой театр – это возможность отыскать в себе гармонию. Когда ты играешь на сцене, чувствуешь зал, его настроение, когда видишь, как зритель тебе верит, появляется та самая химия единения со зрителем, и это огромное удовольствие. И когда после спектакля зрители говорят: «Вы тронули нас до глубины души», вот самая лучшая оценка нашей работы.

К СВЕДЕНИЮ!

Народный театр «Эндемик» объявляет набор желающих постигать актёрское мастерство. Возрастная категория – от 15 лет. Верхнего ограничения нет.

Если у вас есть желание:

  • научиться азам актёрского мастерства, сценической речи, сценическому движению;
  • развить свои творческие способности;
  • участвовать в спектаклях, театральных фестивалях, гастролях, мероприятиях, акциях;
  • найти новых друзей, творческую реализацию; тогда приходите в театр.

Это любопытно:

В сложившейся в конце XVIII века системе театрального образования России отсутствовало деление на специальности при обучении. Эта особенность сохранялась в течение ста лет вплоть до 80-х годов XIX века. Лишь в 1888 году, после учреждения Драматических курсов, произошло деление на балетное и драматическое отделения.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

 

- Вконтакте;

 

- Одноклассники;

 

- Telegram