Синеглазый, стройный джентльмен неопределенного возраста с приятным голосом. Его обаяние словно обволакивает, завораживает. И начинаешь ему просто верить. Хотя не гипнотизёр, не психолог, не лектор, ничего особенного не рассказывает, только о любимом деле. Но определённо артист. Сергей Корягин – известный сахалинский хореограф, к тому же отец четверых детей, педагог и наставник. Руководит ансамблем «Сахалинские искорки», а у нас в Аниве при РДК создал «Арлекино».
Хореография захватила и не отпустила
Сергей Валерьевич – коренной островитянин, родился в Южно-Сахалинске, учился в музыкальной школе игре на баяне и вокалу. В 14 лет «попал в руки» к Сергею Владимировичу Рудневу – балетмейстеру, заслуженному артисту РСФСР (1968), обладателю главного приза балетмейстеров России (1999, Тамбов), у которого, кстати говоря, есть на Сахалине и другие взращённые им признанные хореографы.
Танцевать на сцене начал в составе сахалинского ансамбля песни и пляски профтехобразования, затем прошёл школу у педагогов-хореографов высокого класса, таких как Алексей Игоревич Литвинов, выступал в именитых и профессиональных коллективах – в «Березке» у Евгения Дмитриевича Кузнецова, в ансамбле «Дальний Восток» у Сергея Владимировича Осадчего и в других. Довелось поездить с гастролями по стране.
В Хабаровске молодой сахалинский танцор окончил институт культуры, в 1991-м вернулся в ансамбль песни и пляски профтехобразования, а вскоре его пригласили руководить «Сахалинскими искорками», созданными в Южно-Сахалинске в 1983 году. В РДК Анивы С.В. Корягин пришёл 10 лет назад, поставил танец «Арлекино», это название так и осталось за анивской группой, ставшей самостоятельным ансамблем и в то же время мобильной частью «Сахалинских искорок».
У большого южно-сахалинского ансамбля 10 мая торжественно отпраздновали 40 лет со дня создания
Был отчётный концерт. А на следующий день взрослые и юные воспитанники Сергея Валерьевича отбыли во Владивосток на III Всероссийский конкурс-фестиваль «Творческая победа». Арлекиновцы вернулись с тремя дипломами: первой степени – за номера «Ромашка» и «Березнянка», третьей степени – за номер «Лягушка».
Побед на международных, всероссийских и областных конкурсах у «Сахалинских искорок» накопилось много. В числе последних: стали лауреатами на международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Вдохновение. Осень» в Санкт-Петербурге сразу в трёх возрастных категориях, к тому же получили первое место за танец «Каблучный разговор» и второе – за «Солдатскую пляску» и «Вареньку». На анивской сцене они тоже исполнялись.
У Сергея Валерьевича есть звание почётного работника дополнительного образования Сахалинской области. И юбилейный орден «100 лет ВЛКСМ». С особым удовольствием он вспоминает премию за Гран-при на Всероссийском конкурсе «Зеркало мира» 2021-го, потому что на эти средства сшили концертные костюмы для ансамбля.
– Это раньше на гастрольные поездки и костюмы деньги выделяло государство, а теперь приходится выкручиваться за счёт родителей, реже – спонсоров, – посетовал хореограф.
Секрет притягательности
На обучение к нему ребятишек приводят с трёх лет. А самым старшим воспитанницам хореографа, продолжающим выступать в «Сахалинских искорках», – 40 лет. Всего у него 170 танцоров, 45 из них – парни и юноши, в «Арлекино» – 6 мальчиков и 6 девочек.
– Пока ребёнок подрастёт с трёх до пяти-семи лет, он уже многое умеет, и тем, кого приводят позже, трудно догонять. С нежного возраста формируются мышечный корсет, пластика, чувство ритма и координация. Поэтому если танцор покидает по каким-то причинам ансамбль, его некем заменить, благо, что редко бывает. Можно было бы в Аниве дополнительно набрать группу для начинающих среди детей школьного возраста, но это если найдутся желающие в следующем учебном году, – пояснил педагог.
В танцевальных коллективах представители сильного пола обычно бывают в дефиците. Но у С. Корягина ситуация иная. По его словам, в большинстве случаев пацанов в малом возрасте к нему приводят мамы, бабушки. Но есть и исключения: двое перешли из другого танцевального ансамбля, семеро искали чем заняться, перебрав разные объединения, зашли и остались, десятерых привели родственники, которые сами танцевали или были просто неравнодушны к танцу. А ещё Сергей Валерьевич заходит в школы и рассказывает о своём коллективе. Пополнение прибывает из младших классов.
Но как удержать, когда дети подрастают? Ответ тут может быть один: влюбить в хореографию. Это под силу только по- настоящему увлечённому человеку, с головой погружённому в творческий процесс, а С.В. Корягин – как раз из таких. К тому же мальчики, вырастающие в мужчин, играют в коллективе сплачивающую роль, составляют костяк. С ними можно и трюки, и сюжетные хореографические постановки делать, а это всегда увлекает. Новички, глядя на них, загораются мечтой достичь мастерства.
Коллектив исполняет только народные танцы
Других Сергей Валерьевич не ставит. Зато какие у него хореографические композиции! Стилизованные, народно-сценические, фольклорной направленности – у всех определённый почерк, характеризующийся соразмерностью сложности и строгости. Его танцы могут быть задорными, романтичными или символичными, и хотя содержат трудные для исполнения танцевальные движения, в них нет вычурности. Это всегда красиво и зрелищно.
Помимо русских народных композиций, хореограф недавно выпустил болгарско-хорватский, испанский, венгерский, молдавский, еврейский танцы. Гопак также имеется в репертуаре.
Что даёт хореография человеку?
Глядя на Сергея Валерьевича, становится понятным, что эликсир молодости – это физическая активность, включая танцы и увлечение физкультурой.
А сам он вот что рассказал:
– Танец – это новый язык, освоив который, начинаешь понимать, что происходит на сцене, а не только любоваться красотой номера. Различаешь особенности этнического стиля. Это расширяет эрудицию, как и поездки на гастроли и конкурсы, позволяющие изучать географию не только по учебникам, но и в путешествиях.
И перечислил другие «бонусы» от систематических занятий хореографией. Безусловно, это формирует и поддерживает хорошую физическую форму человека, чёткую координацию, выносливость. Развивает музыкальность, память, потому что нужно запоминать немалые объёмы информации о последовательности движений в концертных номерах. В танцах задействована и мелкая моторика. Неудивительно, что ребята из ансамбля учатся в школе на «хорошо» и «отлично».
Дети в семье Сергея Валерьевича тоже танцевали, повзрослев, выбрали творческие профессии. К настоящему времени педагог и наставник подготовил 25 профессионалов. При этом три будущих хореографа учатся в Москве (Диана Голубева, Алина Ким, Юлия Самсонова), ещё двое – в Южно- Сахалинске (Максим Матвеев, Евгения Голубева).
Но что особенно ценно, хореография – это другая, светлая жизнь с приобщением к культуре, в отличие от дурного влияния подворотни. В ансамбле дети и взрослые вместе ходят в походы, в гастрольных поездках держатся дружно, командой. Ребята учатся самостоятельности и ответственности.