Сергей Корягин больше 40 лет служит Терпсихоре

4 июня 2023, 03:00Культура
Фото: фото из архива ансамбля «Сахалинские искорки»

Известный сахалинский хореограф, педагог и наставник

Синеглазый, стройный джентльмен неопределенного возрас­та с приятным голосом. Его обаяние словно обволакивает, заво­раживает. И начинаешь ему просто верить. Хотя не гипнотизёр, не психолог, не лектор, ничего особенного не рассказывает, толь­ко о любимом деле. Но определённо артист. Сергей Корягин – из­вестный сахалинский хореограф, к тому же отец четверых детей, педагог и наставник. Руководит ансамблем «Сахалинские искор­ки», а у нас в Аниве при РДК создал «Арлекино».

Хореография захватила и не отпустила

Сергей Валерьевич – корен­ной островитянин, родился в Юж­но-Сахалинске, учился в музы­кальной школе игре на баяне и вокалу. В 14 лет «попал в руки» к Сергею Владимировичу Рудне­ву – балетмейстеру, заслужен­ному артисту РСФСР (1968), обладателю главного приза ба­летмейстеров России (1999, Тамбов), у которого, кстати го­воря, есть на Сахалине и дру­гие взращённые им признан­ные хореографы.

Танцевать на сцене начал в составе сахалинского ансамбля песни и пляски профтехобразо­вания, затем прошёл школу у педагогов-хореографов высо­кого класса, таких как Алексей Игоревич Литвинов, выступал в именитых и профессиональ­ных коллективах – в «Березке» у Евгения Дмитриевича Куз­нецова, в ансамбле «Дальний Восток» у Сергея Владимиро­вича Осадчего и в других. Дове­лось поездить с гастролями по стране.

В Хабаровске молодой са­халинский танцор окончил ин­ститут культуры, в 1991-м вер­нулся в ансамбль песни и пляски профтехобразования, а вскоре его пригласили руководить «Са­халинскими искорками», создан­ными в Южно-Сахалинске в 1983 году. В РДК Анивы С.В. Корягин пришёл 10 лет назад, поставил танец «Арлекино», это название так и осталось за анивской груп­пой, ставшей самостоятельным ансамблем и в то же время мо­бильной частью «Сахалинских искорок».

У большого южно-сахалинско­го ансамбля 10 мая торжествен­но отпраздновали 40 лет со дня создания

Был отчётный концерт. А на следующий день взрослые и юные воспитанники Сергея Вале­рьевича отбыли во Владивосток на III Всероссийский конкурс-фе­стиваль «Творческая победа». Арлекиновцы вернулись с тремя дипломами: первой степени – за номера «Ромашка» и «Березнян­ка», третьей степени – за номер «Лягушка».

Побед на международных, всероссийских и областных кон­курсах у «Сахалинских иско­рок» накопилось много. В чис­ле последних: стали лауреатами на международном фестива­ле-конкурсе детского и юноше­ского творчества «Вдохновение. Осень» в Санкт-Петербурге сра­зу в трёх возрастных категориях, к тому же получили первое место за танец «Каблучный разговор» и второе – за «Солдатскую пляску» и «Вареньку». На анивской сцене они тоже исполнялись.

У Сергея Валерьевича есть звание почётного работника до­полнительного образования Са­халинской области. И юбилейный орден «100 лет ВЛКСМ». С осо­бым удовольствием он вспоми­нает премию за Гран-при на Все­российском конкурсе «Зеркало мира» 2021-го, потому что на эти средства сшили концертные ко­стюмы для ансамбля.

– Это раньше на гастрольные поездки и костюмы деньги выде­ляло государство, а теперь при­ходится выкручиваться за счёт родителей, реже – спонсоров, – посетовал хореограф.

Секрет притягательности

На обучение к нему ребяти­шек приводят с трёх лет. А самым старшим воспитанницам хорео­графа, продолжающим выступать в «Сахалинских искорках», – 40 лет. Всего у него 170 танцоров, 45 из них – парни и юноши, в «Арле­кино» – 6 мальчиков и 6 девочек.

– Пока ребёнок подрастёт с трёх до пяти-семи лет, он уже многое умеет, и тем, кого при­водят позже, трудно догонять. С нежного возраста формируются мышечный корсет, пластика, чув­ство ритма и координация. По­этому если танцор покидает по каким-то причинам ансамбль, его некем заменить, благо, что ред­ко бывает. Можно было бы в Ани­ве дополнительно набрать груп­пу для начинающих среди детей школьного возраста, но это если найдутся желающие в следую­щем учебном году, – пояснил пе­дагог.

В танцевальных коллективах представители сильного пола обычно бывают в дефиците. Но у С. Корягина ситуация иная. По его словам, в большинстве слу­чаев пацанов в малом возрасте к нему приводят мамы, бабушки. Но есть и исключения: двое пе­решли из другого танцевально­го ансамбля, семеро искали чем заняться, перебрав разные объе­динения, зашли и остались, деся­терых привели родственники, ко­торые сами танцевали или были просто неравнодушны к танцу. А ещё Сергей Валерьевич заходит в школы и рассказывает о своём коллективе. Пополнение прибы­вает из младших классов.

Но как удержать, когда дети подрастают? Ответ тут может быть один: влюбить в хореогра­фию. Это под силу только по- настоящему увлечённому чело­веку, с головой погружённому в творческий процесс, а С.В. Коря­гин – как раз из таких. К тому же мальчики, вырастающие в муж­чин, играют в коллективе сплачи­вающую роль, составляют костяк. С ними можно и трюки, и сюжет­ные хореографические постанов­ки делать, а это всегда увлекает. Новички, глядя на них, загораются мечтой достичь мастерства.

Коллектив исполняет только народные танцы

Других Сергей Валерьевич не ставит. Зато какие у него хореогра­фические композиции! Стилизо­ванные, народно-сценические, фольклорной направленности – у всех определённый почерк, характеризующийся соразмер­ностью сложности и строгости. Его танцы могут быть задор­ными, романтичными или сим­воличными, и хотя содержат трудные для исполнения тан­цевальные движения, в них нет вычурности. Это всегда краси­во и зрелищно.

Помимо русских народных композиций, хореограф недав­но выпустил болгарско-хорват­ский, испанский, венгерский, молдавский, еврейский танцы. Гопак также имеется в репер­туаре.

Что даёт хореография человеку?

Глядя на Сергея Валерье­вича, становится понятным, что эликсир молодости – это фи­зическая активность, включая танцы и увлечение физкульту­рой.

А сам он вот что рассказал:

– Танец – это новый язык, ос­воив который, начинаешь пони­мать, что происходит на сцене, а не только любоваться красотой номера. Различаешь особенности этнического стиля. Это расширяет эрудицию, как и поездки на гастро­ли и конкурсы, позволяющие изу­чать географию не только по учеб­никам, но и в путешествиях.

И перечислил другие «бону­сы» от систематических занятий хореографией. Безусловно, это формирует и поддерживает хоро­шую физическую форму челове­ка, чёткую координацию, выносли­вость. Развивает музыкальность, память, потому что нужно запо­минать немалые объёмы инфор­мации о последовательности движений в концертных номерах. В танцах задействована и мелкая моторика. Неудивительно, что ре­бята из ансамбля учатся в школе на «хорошо» и «отлично».

Дети в семье Сергея Валерье­вича тоже танцевали, повзрослев, выбрали творческие профессии. К настоящему времени педагог и наставник подготовил 25 профес­сионалов. При этом три будущих хореографа учатся в Москве (Ди­ана Голубева, Алина Ким, Юлия Самсонова), ещё двое – в Южно- Сахалинске (Максим Матвеев, Ев­гения Голубева).

Но что особенно ценно, хо­реография – это другая, светлая жизнь с приобщением к культу­ре, в отличие от дурного влияния подворотни. В ансамбле дети и взрослые вместе ходят в походы, в гастрольных поездках держатся дружно, командой. Ребята учатся самостоятельности и ответствен­ности.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

 

- Вконтакте;

 

- Одноклассники;

 

- Telegram

 

Авторы:Светлана Захарова