В феврале 2020 года Дом детского творчества в Аниве открыл инженерно-технический класс. Дошколята и младшие школьники осваивают в нём IT-технологии, собирают сложные электроприборы и управляют роботами. Занятия по этим направлениям посещают почти две сотни юных сахалинцев. Мне удалось посетить класс и побеседовать с преподавателями Ольгой Пальцевой и Иваном Кулезиным.
ВЫПОЛНЯЙ КОМАНДЫ – И ДОСТИГНЕШЬ ЦЕЛИ!
Впервые найти технический класс, расположенный в школе № 1, непросто – лично я разобрался не сразу. Но педагог анивского муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» Ольга Пальцева умело навела меня по телефону, подавая простые команды.
– Проходите на территорию. Идите по деревянной дорожке до арки. Войдите в неё, двигайтесь к стадиону. Затем поверните направо. Чувствуя себя роботом, я, казалось бы, точно выполнял приказы, немного заблудился, но все-таки нашёл технический класс. Для меня он начался в просторном зале.
На одной из стен – космический пейзаж, на котором парят среди звезд две орбитальные станции и космонавт, играющий на бас-гитаре. С потолка свисают изящные бумажные гирлянды и белоснежные лоскутки: очевидно, декоративные сосульки.
– Мы называем это кабинетом Снежной королевы, – показала первую часть своих владений Ольга Пальцева. – К Новому году дети оформляли помещение самостоятельно – они каждый год делают украшения, мы их храним и используем.
СПЕРВА ПАЗЛЫ, ЗАТЕМ КОМПЬЮТЕР
В кабинете методиста у стены – ряд огромных мешков, которые вообще-то служат креслами. Моду на эту мебель ввели корпорации Google, Apple и Microsoft, Анива переняла их опыт, а местная малышня мешко-кресла полюбила, вот только истрепала обшивку, потому мягкие сидения убрали из зала для ремонта.
– Анивские дети осваивают робототехнику с пяти лет, – перешла к делу Ольга Пальцева. – В этом возрасте им рано заниматься на компьютерах, СанПиН запрещает, чтобы не повредить зрение. Поэтому мы начинаем с пазлов.
В таком возрасте, как объяснила педагог, ребенка учат не программированию, а, скорее, алгоритмике: формированию сценариев решения сложной задачи, разбитых на отдельные команды. На уроках команды детей выполняет робот, которого назвали Анатолием – его привезла в ДДТ сахалинская компания «Тезона».
Хотя робота зовут Анатолием, он сам родом из Китая, – увы, российские предприятия ещё не освоили выпуск такой техники. Китаец Анатолий понимает команды, отданные на языке программирования с названием Scratch.
АНАТОЛИЙ ГУЛЯЕТ ПО СТОЛУ
Scratch разработали специалисты технологического института в Массачусетсе. На этом языке алгоритм – последовательность команд – дошколята строят с помощью блоков с картинками. Чтобы робот, понимающий Scratch, сделал три шага по столу и остановился, Ольга Пальцева выкладывает рядом несколько цветных карточек. На первой и последней – символы начала движения и остановки.
К стартовой карточке, которая активизирует программу, Ольга добавляет символ со стрелкой. Эта команда заставит робота сделать шаг вперёд. Затем идёт карточка с символом умножения и цифрой три – она подскажет Анатолию, что шагнуть вперёд нужно трижды.
– Робот умеет выражать эмоции, – объясняет педагог, – это нравится детям. На занятии я спрашиваю: «Как вы думаете, какое сегодня настроение у Анатолия?». И после ответов детей добавляю карточку с нужным знаком.
Ольга выкладывает в ряд команд картинку с эмоцией. На ней, как мне показалось, стилизованная улыбка и хитро прищуренный глаз. Затем педагог проводит по карточкам с последовательностью действий оригинальным устройством, похожим на пульт управления телевизором. Этот прибор передаёт команду Анатолию.
Получив задачу, робот делает три шага по столу, поворачивается, давая понять, что программа выполнена. И мигает глазами. Совсем как я, искавший дорогу в технический класс.
SCRATCH ЗАВОЕВАЛ МИР С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЕЙ
Став популярным, язык Scratch, позволяющий не только управлять роботами, но и создавать онлайн-игры и мультфильмы, объединил в мировое сообщество программистов, занимающихся обучением.
Сообществом управляет некоммерческая организация Фонд Scratch. Финансирование Фондом позволяет языку оставаться бесплатным. Официальный сайт сообщества ежемесячно посещают больше 38 миллионов человек. Программирование на Scratch доступно детям с пяти лет – в этом возрасте будущие программисты составляют код при помощи блоков с картинками (версия Scratch Junior).
Научившись уверенно читать, ребёнок переходит к операциям с блоками с названиями команд, которые понимают робот и компьютер, если школьник решит создать мультфильм.
– Методика построения алгоритма Scratch проста и интересна даже пенсионерам, – рассказывает Ольга Пальцева. – Когда проводим мероприятия для бабушек и родителей, всем очень нравится.
РОБОТЫ ИНТЕРЕСНЕЕ БАНКОВ И ЖУРНАЛИСТИКИ
Уроженка Макарова Ольга Пальцева окончила педагогическое училище в Александровске-Сахалинском, а затем институт СахГУ, получив специальность методиста. В 19 пришла работать в анивский ДДТ, затем перешла в отделение Сбербанка, где выросла из контролёров-кассиров в руководителя анивского офиса.
На этой работе застала все изменения в финансовой организации, связанные с внедрением информационных систем. Но творческая натура в итоге взяла верх, и Ольга Пальцева вернулась в педагогику. Пока мы говорили, в соседнем кабинете закончилось занятие, которое вёл педагог ДДТ Иван Кулезин. Мы побеседовали в кабинете Снежной королевы, пока дети, пользуясь перерывом, возились на огромном ковре, собирая что-то из конструктора «Лего».
Иван признался: пять лет он бегал по району, выполняя журналистские задачи «Утра Родины». Но настоящим призванием оказалась работа с детьми в Доме детского творчества. Сперва преподавал журналистику, но, по его словам, большим спросом кружок не пользовался – занятия требовали от детей специфических знаний и навыков. Робототехника детям нравилась куда больше. В ДДТ Иван Кулезин работает с 2017 года.
– На занятии мы рисовали новогоднюю ёлку в программе Paint 3D. Это стандартное приложение операционной системы Windows, ей легко пользоваться, дети в неё заходят и сразу рисуют, – рассказывает Иван. – Эту программу мы изучаем с детьми из детских садов, чтобы научить их работать с мышкой. Когда ребёнок впервые видит компьютерную мышь, ему сложно ей пользоваться: кто-то не может делать двойной щелчок, запускающий программу, некоторые не могут держать её одной рукой.
После овладения мышкой анивские дети переходят к задачам сложнее: например, учатся делать мультфильмы, используя возможности программы Scratch. Пройдя занятия, дошколята оказываются хорошо подготовленными к дальнейшему освоению компьютеров на школьных уроках.
ДЕТИ ПРИВЫКАЮТ К ОФИСНЫМ ПРОГРАММАМ
Освоив навыки составления алгоритмов на Scratch, научившись командовать безропотным Анатолием, ребята переходят на другой уровень. Здесь они занимаются с конструкторами «Знаток», которые позволяют создавать радиоприёмники, светодиодные фонарики, охранные сигнализации или музыкальные звонки, осветители, реагирующие на движение, измерительные приборы и даже, как уверяют производители, детектор лжи.
С грустью поняв, что детально описать все возможности «Знатока» мне не позволит уровень знаний физики, я перешел к обсуждению практических результатов технического класса. Ольга Пальцева отметила ценность прикладных знаний, полученных ребёнком в IT-структуре ДДТ.
– Не все дети станут программистами, может быть, один из десяти, – говорит анивский педагог. – Зато все учатся пользоваться программами PowerPoint и Word, которые постоянно используются в общеобразовательной школе. А после занятий с нашим преподавателем Михаилом Комисарчуком дети просят купить им паяльники, чтобы мастерить дома – так этот педагог и электромеханик умеет передать ребёнку страсть к электронике.
В техническом классе анивского ДДТ воспитанники могут заниматься по шести программам, посвященным IT. В их перечне робототехника, конструирование с помощью специальных наборов «Лего» и основы программирования. Все занятия для детей бесплатны – с учётом уровня образовательной техники это производит особое впечатление.
– Если говорить о будущем, есть желание и даже планы чаще участвовать в конкурсах, – признаётся Ольга Пальцева. – Состязательный принцип очень важен: готовность к соревнованию показывает серьёзность намерений ребёнка. Современные технологии в нашей экономике и государственном управлении играют всё более весомые роли. Приятно осознавать, что благодаря вниманию со стороны губернатора Валерия Лимаренко и работе районной системы образования Анивский район располагает всеми возможностями для первых шагов юных сахалинцев в IT-сфере. Технический класс Дома детского творчества является зримым доказательством этого.