Представители министерства цифрового развития РФ и более 60 субъектов страны рассказали о лучших практиках внедрения высоких технологий, обменялись опытом. Кроме того, в рамках форума прошло обсуждение бизнес-миссий по импортозамещению, практические занятия по управлению данными, подписание меморандумов и соглашений.
– Мы хотим, чтобы процессы госуправления от уровня муниципалитета и органов власти в регионе до высших федеральных проходили исключительно на основе данных. Сегодня и завтра будем рассматривать все практики, которые уже существуют, будем делиться опытом с другими регионами. Всё это делается, чтобы использовать практики на всей территории страны, – отметил заместитель министра цифрового развития РФ Олег Качанов.
Комплексная система управления регионом в Сахалинской области успешно работает уже несколько лет. Она функционирует на основе трёх ключевых инструментов: проектного управления, бережливых технологий и управления на основе данных. Системой управления охвачены 800 различных показателей и 240 процессов всех органов власти региона и муниципалитетов.
Так, для повышения доступности медицинской помощи в области организовали централизованную систему планирования работы врачей первичного звена. График составляет проектный офис для всех поликлиник. В регионе отказались от регистратур и разработали новый подход к планированию привлечения врачей с учетом текущего дефицита и потребности населения.
Контроль загруженности стационаров ведется с помощью компьютера, а качество услуг позволяет контролировать обратная связь с населением. Специальный робот обзванивает пациентов после посещения врача в течение суток. Все это позволило повысить доступность оказания первичной помощи на 35 процентов.
Участники федерального форума «Управление регионом на основе данных» высоко оценили сахалинские проекты в здравоохранении и соцзащите. С помощью цифровых технологий на островах удалось на 30 процентов увеличить число свободных талонов к врачам. А благодаря индивидуальным программам для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, из-за черты бедности за год вывели более 18 тысяч сахалинцев и курильчан.
Цифровую медицинскую реформу в первичном звене здравоохранения в островном регионе начали с того, что взяли под контроль время работы каждого врача. У лечебных учреждений забрали функцию формирования расписания специалистов и передали её в проектный офис минздрава. Из поликлиник убрали привычные регистратуры, где медрегистраторы решали, кому и на какое время выдать талон.
– Мы определили загрузку каждого доктора на день. Раньше многие брали совместительство, и при этом было достаточно тяжело отследить, сколько каждый из них работал. Сейчас, если врач работает на две ставки, он должен принимать в два раза больше людей. Благодаря такому подходу мы получили плюс 30 процентов талонов. Теперь мы видим, сколько пациентов принял каждый доктор, сколько часов он отработал, и от этого зависит его оплата труда, – рассказал министр здравоохранения Сахалинской области Владимир Кузнецов.
На островах соблюдается стандарт: пациент попадает в кабинет неотложной помощи сразу же, на прием к терапевту или педиатру – через один-два дня, к узкому специалисту – в течение недели. Пациенты с хроническими заболеваниями теперь могут отложить талон к профильному доктору, минуя посещение терапевта.
Эффективным новшеством стал лист ожидания: пациентам, попавшим туда, в течение суток должны предложить удобное время для визита к доктору. Повышать качество и доступность медицинской помощи помогает обратная связь. После каждого посещения поликлиники сахалинцев и курильчан обзванивает телефонный робот и просит дать оценку по пятибалльной шкале. По учреждениям и врачам, собравшим много негативных отзывов, проводится проверка. Механизм обратной связи сегодня внедряется и в стационарах.
– В любом регионе можно на треть увеличить пропускную способность больниц и поликлиник. Никакой фантастики в этом нет, нужно только правильно организовать работу, – отметил губернатор Валерий Лимаренко. – Мы просто услышали боль пациентов, которые не могут попасть на приём к врачу, и превратили её в новую модель управления. На это нам потребовалось два года. После того, как минздрав смог увидеть рабочее время всех врачей, появилась возможность перенаправлять пациентов туда, где врачи наименее загружены. Или же, наоборот, укреплять дополнительными кадрами те больницы и поликлиники, где идёт наплыв пациентов.
Сейчас стоит новая задача – перевести поликлиники с экстренного на плановый режим работы, чтобы люди с хроническими заболеваниями регулярно обследовались.В этом году 150 тысяч сахалинцев и курильчан проверят своё здоровье в одном из 15 центров углубленной диагностики. За пациентами, которые состоят на учете, закрепят проводников здоровья. Ими станут добровольцы из числа тех, кто справился с серьезными недугами или проходит лечение. Проводники будут курировать других людей и напоминать им о необходимости визита к доктору.
– Сахалинская область имеет исключительный опыт по цифровизации различных отраслей. Нас заинтересовали проекты по информатизации здравоохранения, внедрению единой медицинской информационной системы, управлению кадрами на основе данных. Эти решения, действительно, уникальны. Того, что делается на Сахалине, нет не только на Дальнем Востоке, но и в центральной России. Опыт Сахалина можно тиражировать, в том числе на федеральном уровне, – считает региональный представитель IT-компании «Парус Групп» по Дальнему Востоку Сергей Зайцев.
В сфере социальной защиты участники форума изучили проект «Борьба с бедностью». Благодаря составлению цифровых паспортов семей и индивидуальных программ повышения благосостояния улучшают материальное положение малоимущих жителей региона. За прошлый год удалось почти в два раза снизить количество семей, находящихся за чертой бедности. Число малообеспеченных сахалинцев и курильчан уменьшилось более чем на 18 тысяч человек – это 5362 семьи.
Предоставление мер социальной поддержки становится адресным. К примеру, вместо стандартных продуктовых наборов нуждающимся семьям стали выдавать электронные сертификаты, которые они могут на продукты потратить по своему усмотрению.