Ситуация с медведями в Сахалинской области оценивается напряжённой

24 октября , 06:02Экология
Фото: ohotniki.ru

В 2025 году резко выросло число выходов хищников к людям

В 2025 году на Дальнем Востоке, особенно в Сахалинской области, отмечается критическое обострение ситуации с выходом диких животных, прежде всего медведей, в населённые пункты. По данным агентства лесного и охотничьего хозяйства островного региона, поступило более 430 обращений от жителей – это в полтора раза больше, чем в 2024 году. Отстрелено 69 особей, тогда как в прошлом году – 43.

О том, почему хищники стали вы­ходить к людям и, что с этим можно сделать, рассказал начальник управ­ления по организации использования объектов животного мира и деятель­ности особо охраняемых природных территорий агентства лесного и охот­ничьего хозяйства Сахалинской обла­сти Сергей Прохоренко.

– В рамках мероприятий по регу­лированию численности изъято 69 особей бурого медведя, а в 2024 го­ду – 43. Одна из основных причин участившихся выходов медведя к людям в текущем году – кризис кормовой ба­зы. Средняя плотность бурого медве­дя в охотничьих угодьях Сахалинской области составляет 0,47 особи на 1000 га. Показатели плотности не превышают ранее установленный макси­мальный показатель в 1,5 особи на 1000 га.

– Какие факторы являются клю­чевыми в активизации медведей в 2025 году? Действительно ли со­кращение рыбных запасов, брако­ньерство и рост численности попу­ляции играют решающую роль?

– Кризис кормовой базы – это од­на из основных причин. В очередной раз сложилась уникальная ситуация, когда одновременно проявились несколько негативных факторов. Анало­гичная ситуация была в 2017 году и на Камчатке в прошлом году.

К природным факторам относит­ся дефицит лососевых. Наблюда­лась критически низкая заполняе­мость рек горбушей. Это связано с комплексом причин: повышение тем­пературы воды, естественная сезон­ная цикличность и браконьерство.

Рыбы лососевых пород являются од­ним из основных нажировочных кор­мов в предзимний период. Также про­мышленный вылов кеты. В текущем сезоне кета могла бы стать основным компенсаторным ресурсом. Однако значительная часть стада, включая рыбу искусственного воспроизвод­ства, изымалась в начале нереста на подходах к нерестилищам вместе с дикой рыбой. Ещё одним природным фактором стал неурожай кедрового стланика. Этот традиционный альтер­нативный источник питания практиче­ски отсутствует в этом году.

Что касается антропогенных фак­торов, то мы вынуждены констатировать, что во многом проблему созда­ем сами – легкодоступная пища для медведя в границах населённых пун­ктов. Стихийные свалки вблизи мест проживания людей и СНТ. Проблемы системы ТКО, то есть мусорные кон­тейнеры размещаются на окраинах, легкодоступны для медведей, недостаточно обрабатываются и вывозят­ся несвоевременно.

Также бесконтрольное содержа­ние животных, наличие бесхозных животных и выпас скота. Бытовые на­рушения тоже влияют на поведение медведей. Например, использование рыбных отходов как удобрения, кормление диких животных.

Важно понимать, что не все выхо­ды медведя связаны с поиском пищи. Наши населённые пункты часто рас­положены на традиционных путях миграции. В период гона молодые особи и самки с медвежатами специально приближаются к человеческому жи­лью, чтобы спасти потомство от агрес­сии взрослых самцов.

– Изменилось ли поведение медведей за последние годы? Наблюдаете ли вы потерю природно­го страха у животных и как влияют сезонные факторы на риски для на­селения?

– Да, мы фиксируем изменения в поведенческих моделях. Хотя они носят не массовый, а единичный ха­рактер, у некоторых особей отмеча­ется снижение дистанции пугливости, так называемая «потеря природного страха» перед человеком. Это прямое следствие привыкания животных к запахам, связанным с его деятельно­стью, и доступным пищевым отходам.

На риски для населения влияют два ключевых сезонных фактора. Это период гона и осенний период нажи­ровки. В первом случае молодые осо­би и самки с медвежатами могут наме­ренно приближаться к человеческому жилью, чтобы спасти потомство. Это естественное защитное поведение.

Второй фактор: перед погружени­ем в зимний сон, в условиях скудности кормовой базы, голодные звери активно перемещаются в поисках пи­щи. Это многократно увеличивает ве­роятность их выхода к человеческому жилью, которое в Сахалинской обла­сти часто расположено вблизи рек и побережья, а привлекает их туда «лег­кая добыча» в виде пищевых отходов.

– В каких районах области фик­сируется наибольшее количество инцидентов? Какие места в насе­лённых пунктах наиболее привле­кательны для медведей и почему?

– Наибольшее количество выхо­дов медведей приходится на густонаселённые южные районы области, а также населённые пункты, гранича­щие с традиционными местами обита­ния медведей и нерестовыми реками.

Наиболее привлекательными точ­ками являются:

несанкционированные свалки и мусорные контейнерные площадки;

территории садовых некоммер­ческих товариществ (СНТ);

места разделки рыбы и перера­ботки морепродуктов;места выпаса скота;

кладбища.

Животное руководствуется ин­стинктом: «Где пахнет едой – там можно поесть». Потеря страха проис­ходит, когда этот принцип раз за разом подтверждается.

– Какие принимаются меры по регулированию численности мед­ведей? Планируется ли увеличе­ние квот на отстрел или изменение подходов к управлению популяци­ей?

– Регулирование численности ве­дется строго в рамках законодательства. Агентство осуществляет отстрел особей, представляющих угрозу. Так­же влияют ежегодное открытие люби­тельской и спортивной охоты, в том числе, с увеличением сроков и квот, формирование оперативных групп в муниципальных образованиях.

Мы проводим обследование тер­риторий, направляем рекомендации по обеспечению устойчивого пропуска рыбы на нерестилища. Информируем граждан и хозяйствующие субъекты, проводим занятия со школьниками и взаимодействуем с УМВД, диспетчер­ской службой и органами местного са­моуправления.

– Сколько охотников получили разрешения на отстрел медведей?

– С начала года выдано 758 раз­решений на добычу бурого медведя. По результатам весенней охоты до­быто 132 особи. Осенняя охота прод­лится до 30 ноября, после чего будут известны итоговые данные. Ежегодно в рамках охоты изымается около 50% лимита (это хороший показатель по сравнению с другими регионами), так­же часть особей отстреливается чле­нами оперативных групп, браконьера­ми и гибнет в ДТП.

– Как оцениваете эффектив­ность существующих мер по предотвращению выходов медведей к людям? Что нужно изменить в теку­щих подходах?

– Существующие меры позволя­ют оперативно реагировать на угрозы, однако их эффективность в полной мере достигается только при комплексном подходе. Ключевым измене­нием должно стать смещение акцента с ликвидации последствий на их си­стемное предотвращение. Это вклю­чает в себя и создание эффективной системы обращения с ТКО, исключа­ющей доступ животных, и активную разъяснительную работу с населени­ем, а также развитие межведомствен­ного взаимодействия.

– Какие конкретные рекоменда­ции вы можете дать жителям обла­сти и муниципалитетам для предот­вращения встреч с медведями?

– Гражданам рекомендуем ознако­миться и соблюдать правила, размещённые на сайте агентства, а также не создавать условий, способствующих выходу бурого медведя к челове­ку: не оставлять пищевые отходы, не подкармливать диких животных.

Муниципалитетам следует немед­ленно ликвидировать несанкционные свалки, модернизировать открытые площадки на контейнерные площад­ки, оснащённые запирающими меха­низмами, устойчивыми к вскрытию медведем, размещать места нако­пления отходов вдали от дикой среды обитания.

Мэры должны организовать стро­гий контроль за соблюдением графи­ка вывоза ТКО, наладить регулярную обработку (дезинфекция и дезодора­ция) контейнеров, установить ограж­дения и освещение на контейнерных площадках и просвещать население.

– Как вы прогнозируете разви­тие ситуации в ближайшие годы?

– Надеемся, что в следующем го­ду естественная кормовая база будет в достатке. Вместе с тем, без реали­зации комплексных долгосрочных мер ситуация может оставаться напряжён­ной. Стабилизация возможна только при условии совместных скоордини­рованных действий органов власти, местного самоуправления и населе­ния, направленных на разрыв пище­вой связи между медведем и челове­ком.

– Какие долгосрочные меры и направления межведомственного взаимодействия необходимы для гармонизации отношений между человеком и медведями?

– Гармонизация отношений с та­ким крупным хищником, как бурый медведь, требует комплексного, си­стемного подхода. Речь идёт не об уничтожении медведей и не об их полном оберегании, а об управле­нии конфликтом. Цель – сделать со­седство безопасным для человека и при этом не требующим массового от­стрела. Наша задача – не бороться с природой, а грамотно встраиваться в её процессы и находить баланс, дей­ствуя строго в правовом поле.

В целом наша стратегия – это пе­реход от точечного реагирования на конфликты к созданию целостной си­стемы, где ответственность распределена между властью, бизнесом и каждым жителем. Только такой ком­плексный подход позволит найти устойчивый баланс и обеспечить безопасное сосуществование человека и дикой природы на территории Сахалинской области.

По информации агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

Вконтакте;

Одноклассники;

Telegram

Понравилась статья?
по оценке 5 пользователей