В объединении «Дошкольник» делают маленькие шаги к большой цели

11 ноября 2023, 10:00Дополнительное образование
Фото: архив ДДТ

Растём и учимся вместе

Объединению «Дошкольник» Дома детского творчества Анивы исполнилось 25 лет. «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота». Эти задорные строчки из стихотворения «Болтунья» детская поэтесса Агния Барто написала почти век назад: в 1934 году, задолго до господствующего нынче тренда на раннее развитие детей.

О чём ворчат бабушки?

В то время, как молодые родители записывают своих двухлеток в школы раннего развития, их бабушки ворчат: «Отнимаете у ребёнка детство!». Хотя, когда подрастали их собственные дети, они тоже повально увлекались другой модной теорией – доктора Спока, самым памятным местом которой была рекомендация не брать ребёнка на руки, когда он кричит, если родитель уверен, что малыш сыт и сух.

Эта рекомендация требовала от мам и пап невероятной силы воли, может, поэтому и стала, как теперь сказали бы, почти мемом. Гораздо позднее помудревшие последователи Спока узнали, что со своими сыновьями отношения у доктора так и не сложились, не в последнюю очередь благодаря именно жёсткой системе воспитания. И хотя за всю свою историю человечество накопило немало всевозможных методов воспитания детей, каждое новое поколение родителей ищет свою.

Так какова цель модного раннего – с полутора, с двух лет – развития ребёнка? Быть может, в этом тренде больше родительских амбиций? Или это попытка проявить родительскую любовь и заботу, на самом деле не проявляя её? Такие мысли приходят на ум, когда видишь идущих рядом маленького и большого членов семьи.

Первый что-то страстно рассказывает, у него за день накопилось столько новостей, что невозможно их держать в себе. Второй хмыкает в ответ, уткнувшись в телефон. Так и хочется крикнуть: «Ну что там, в этом телефоне, может быть важнее твоего ребёнка, который вырастет – не заметишь как?!». Вот и записывает такой родитель своё чадо в 100500 кружков и секций, чтоб не отвлекал лишний раз от гаджета.

– Такая проблема действительно существует, и мы обсуждаем её с родителями, – соглашается психолог, мама и куратор направления «Дошколёнок» Анивского Дома детского творчества Ирина Строкова. – Общаться с детьми очень важно. Обделённых родительским вниманием деток видно сразу. Они могут часто капризничать или растут агрессивными, тогда родители начинают бить тревогу. Но проблема не в ребёнке, а в них самих. И если родителям удаётся это признать и изменить своё поведение, атмосфера в семье налаживается. Чем теснее вы общаетесь с малышом, тем прочнее будут ваши отношения в будущем – в подростковом возрасте и взрослой жизни.

Учиться играючи

По мнению психолога, решая за ребёнка, в какие кружки ему ходить, родители тем самым формируют зависимую личность, не способную принимать решения во взрослой жизни. И очень большой вопрос, кто в будущем будет принимать за него эти решения: властная супруга, хулиганы из подворотни или друзья-выпивохи. Хорошо ли, когда у маленького человека сто кружков, между которыми он ходит с утра до вечера, словно солдатик в строю? Обязательно должно оставаться время и побездельничать, и поиграть, во что хочется.

– Иногда родители просят совета: «Что делать с дочкой. Усажу её за парту, начинаем учить буквы, а она не слушает, отвлекается». И невдомёк маме, что двухлетняя девочка просто не может долго сидеть за партой, потому что в этом возрасте у неё только начинает проявляться произвольное внимание, направленное на то, что интересно в данный момент. Поэтому алгоритм такой: поучились, поиграли немножко, переключились на другое, – советует специалист.

Если родители помогают развитию ребёнка деликатно, без понуждения, через игру и так, чтобы ему было интересно – это и есть та самая золотая середина, которой стоит придерживаться. Тогда и бабушки перестанут ворчать о потерянном детстве.

Совсем маленьким начинают рассказывать о мире на простом , даже примитивном уровне, обращая внимание на цветы, букашек и птичек. У малыша в ответ на новую информацию возникает множество вопросов, ему становится любопытно, и он легко и просто вовлекается в процесс обучения.

– Когда такой ребёнок приходит в школу, ему проще учиться, потому что он уже умеет воспринимать много разнообразной информации и школа для него никогда не будет каторгой, – считает педагог.

Побочный эффект со знаком «плюс»

В Доме детского творчества уже четверть века работает объединение «Дошкольник». Первые его выпускники, возможно, сами стали родителями. За это время учебная программа отточена и апробирована досконально и опирается она на природное детское любопытство. Дети учатся играючи в прямом смысле слова. Принимают в «Дошкольник» всех желающих. Раньше возрастной диапазон учеников начинался с полутора лет. Для самых маленьких педагоги проводили 10-минутные занятия вместе с родителями.

По сути, это были уроки и для родителей, которых учили, как играть с детьми при помощи музыки, танцев, спортивных забав. Программа так и называлась «Растём вместе».

– К сожалению, программу пришлось закрыть из-за малого количества деток. В городе четыре детсада. Раньше туда была очередь, и пока родители ждали своего места, они приводили ребёнка в ДДТ, чтобы он учился жить в коллективе, не теряя времени. Но сейчас детей стало меньше, соответственно, сократилось и время ожидания. Дети приходят к нам в сентябре и уже через два–три месяца уходят в садик, а наша программа рассчитана на год, – объясняет педагог.

Но «Погружение в сказку» для четырёхлеток, а также «Школа гномов» для пятилетних слушателей, как и «УМка» для самых старших дошколят-шестилеток продолжают работу и любимы маленькими горожанами. Стоит ли этому удивляться? «Сказочники», например, каждую неделю слушают новую историю, обсуждают её, рисуют главных героев, делают аппликации, учатся владеть карандашом и кистью.

В «УМке» занятия посерьёзнее. Здесь изучают окружающий мир, учат буквы, проводят опыты, работают с психологом. На куклотерапии дети с удовольствием шьют обереговые куклы, учатся держать иголку в руках, узнают о русских традициях.

– А главное – они учатся дружить и помогать друг другу. Наши дети общительнее, у них раньше воспитывается эмпатия, что важно, особенно в наше непростое время. Они могут разрешать свои конфликты самостоятельно, без жалоб взрослым. Умеют извиниться, когда не правы, и делать комплименты друг другу. Мы всей группой поздравляем именинников, и каждый, обнимая, говорит ему добрые пожелания, – продолжает Ирина Николаевна.

Своеобразный побочный эффект коллективного получения знаний – это дружба. Но он не единственный. Любопытно, что педагоги сами учатся у детей. Например, беззаботности и той искренности, с которой дети щедро отдают тепло тем, кого любят.

– Очень интересно наблюдать за теми, кто приходит к нам совсем маленькими и проходит все этапы обучения. За тем, как они развиваются и растут. С их родителями у нас выстраиваются конструктивные отношения и полное взаимопонимание. Ведь работаем мы не только с детьми, но, что очень важно для результата, и с родителями. Поэтому отрадно, когда родители откликаются на нашу работу, участвуют в мероприятиях, ведь это ещё один повод провести время вместе с детьми. И грустно, когда наоборот, – продолжает Ирина Николаевна. – Но главное, что наши дети успешнее стартуют в школе. Вместе с нами они делают маленькие шажки к большой цели.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

 

- Вконтакте;

 

- Одноклассники;

 

- Telegram