Юных артистов ДДТ Анивы наряжает «человек-ателье»

5 ноября 2023, 03:00Дополнительное образование

Модельер и закройщик, швея и костюмер

Вспоминая сегодня довольно смешную и местами правдивую юмореску Аркадия Райкина под условным названием «Хто сыл костюм?», понимаешь, что отдельные перегибы на местах имели место, но в целом технология швейного производства в СССР была отточена ГОСТами до мельчайших операций. Многим сегодняшним производителям одежды до этого далеко, вот и пропадают с готовых изделий выточки, подрезы, обтачки и прочие мелочи, из которых и складывается понятие качественной вещи. Потому что без них вещи шьются быстрее, а значит, себестоимость ниже, а прибыль выше.

Пальто с юбкой годе

Костюмер Дома детского творчества Ольга Викторовна Куделькина – приверженец советской школы шитья. Качество – её конёк. С тем, что «раньше» и «теперь» существенно разнятся, соглашается и приводит пример из своей практики.

– Подруга купила в Москве крутое, судя по цене, пальто. После первой же химчистки его борта пошли волнами, и она попросила меня привести вещь в порядок. Когда я его распорола, обнаружила в подбортах дешёвый дублерин. После химчистки он просто растворился, распался на куски, а дублерин должен держать форму. Сегодня даже брюки не подшивают, а просто садят на клей.

Трудовой путь любого мастера своего дела как вехами отмечен его изделиями. Каждое из них со своей историей, а все вместе – условный музей трудовой славы. За плечами техника-технолога швейного производства диплом одного из лучших на Дальнем Востоке Хабаровского технологического колледжа и многолетний опыт.

Мастерство швеи молодая студентка постигала сразу на практике. Едва поступив в учебное заведение, она перевелась на заочное и устроилась работать в ателье. Предприятие было крупное, в несколько цехов, каждый со своей специализацией – мужской костюм, лёгкое платье. Девушка начала с самого сложного – верхней женской одежды.

– У меня была очень опытная наставница с большим стажем. Она показывала мне каждую операцию, поэтому обучение шло быстрее и эффективнее, чем если бы я осваивала все тонкости профессии за партой, – вспоминает Ольга Викторовна.

Первое своё пальто с юбкой годе придумала и сшила для себя сама. С этим пальто отправилась на экзамен по присвоению разряда. Сначала молодые специалисты демонстрировали свои модели перед комиссией на подиуме, как настоящие манекенщицы, потом пальто легло на стол перед десятью экзаменаторами и подверглось безжалостному выворачиванию и детальному осмотру. Ведь именно изнанка лучше всего говорит о качестве изделия и мастерстве швеи. В результате Ольга получила самые лестные оценки коллег, высшие баллы и заслуженный разряд.

Костюмы для морячек

В прошлом году исполнилось 15 лет, как Ольга Викторовна работает в Анивском Доме детского творчества. Уроженка Углегорского района вернулась с материка, где училась и работала, на родной Сахалин – сначала погостить у друзей. Но Анива ей так приглянулась, что решила осесть в этом городке. Работу по диплому сразу найти не удалось. Устроилась в колбасный цех.

– А потом решила, схожу-ка на биржу. Пришла и говорю: «Девчонки, найдите мне работу по специальности». Они посмотрели и отвечают: «Есть место заведующей костюмерным цехом в ДДТ. Сходите туда. Если понравитесь директору, может, и повезёт, – вспоминает Ольга Викторовна.

Собеседование в кабинете директора было пристрастным. Руководитель тщательно ознакомилась со всеми документами, подробно расспросила про предыдущий опыт работы и, предупредив о максимальном трёхмесячном испытательном сроке, отвела новичка в мастерскую с довольно старенькими швейными машинками.

– До сих пор помню свой первый заказ. Старшая группа танцевального коллектива «Импульс» ставили тогда танец «Морячка», и я шила для них брючные костюмчики, – продолжает мастер.

Те костюмы до сих пор в ходу, только служат уже другому поколению танцоров. Потом были костюмы для школы бальных танцев, в результате чего испытательный срок сократился втрое, и новенькую приняли в штат.

Юбочка из папиных брюк

Ольга Викторовна шьёт с детства. Сначала при помощи двоюродной сестры обшивала кукол. Оля придумывала модели, Люда выкраивала детали. Потом были занавески и школьные фартуки собственного изготовления. Дальше – больше. Девочка начала одевать себя и младшую сестрёнку.

– В жизни обязательно надо уметь что-то делать своими руками. Как бы я выжила в 90-е, если б не умела шить?! Шила на заказ, причём не за деньги, их у людей не было. Приходит соседка и просит: «Оля, помоги. Надо дочку в школу собрать» и приносит старый сарафан. Перелицовываю мамин сарафан, и соседская Даша отправляется в школу в прекрасной жилетке и обалденной юбочке из папиных брюк. Взамен получаю творог и молоко – соседи держали корову – и мой ребёнок сыт, – приводит житейский пример моя собеседница.

В ДДТ она и модельер, и закройщик, и швея, и костюмер. Одна во всех лицах. Про таких говорят: человек-оркестр, в данном случае логичнее сказать: человек-ателье. За учебный год из-под лапки её швейной машинки выходит до 100 различных изделий – топиков, юбочек, туник, брюк… Это ж сколько за 15 лет получается!?

Причём дети все разные, большинство вещей шьётся практически по индивидуальным лекалам. Она прекрасно разбирается в тканях, которых сейчас такое обилие, что впору растеряться. Сама делает закупки для будущих костюмов, стараясь выдерживать баланс цены и качества, не забывая о красоте. Может выгадать и так раскроить отрез, что из 10 метров получится изделий на 13 человек при минимуме обрезков.

– Директор Дома творчества Марина Евгеньевна Кузьмина меня поддерживает во всех начинаниях. Машинку швейную недавно купили, новый парогенератор. В таких условиях и работать приятно, – добавляет Ольга Викторовна.

Казачки

С детскими коллективами невозможно работать без знания истории народного костюма. Когда в ДДТ появился ансамбль, специализирующийся на казачьем фольклоре, Ольга Викторовна перелопатила кучу литературы, прежде чем приступить к пошиву казачьих костюмов для мальчишек и девчонок. На очередном смотре ребята получили за них отдельную награду.

– Конечно, что-то пришлось заказывать, те же черкески для мальчиков. Но костюмы для девочек исключительно моя фантазия, – продолжает мастер.

Она никогда не срывает сроков. Если надо, может просидеть за работой всю ночь. Над чем работает сейчас? Накануне как раз привезли закупленные на новый учебный год ткани. На худсовете постановщики танцев и вокалисты рассказали о своих планах. Значит, в работе швейного цеха скоро появятся загадочные космические комбинезоны и стилизованные под народные костюмы.

Танцевальный костюм имеет свою специфику и должен обеспечивать свободу движений и комфорт для танцора. Причём творческая задумка мастера может совершенно измениться после того, как она увидит танец на сцене. Иногда бывает так, что в эскизе одна идея, а в танце она совершенно не смотрится. Приходится переделывать. Поэтому костюмер обязательно присутствует на первых репетициях номера, обсуждает с хореографами каждую деталь, иногда спорит, переубеждает.

– Мои хореографы ко мне прислушиваются, потому что доверяют и понимают, что в итоге получится хорошо, – добавляет мастер.

Платье для свадьбы на Бали

Швея сегодня – профессия не слишком актуальная. На сайтах и агрегаторах по поиску работы вакансий совсем немного. Требуются в основном на предприятия по производству спецодежды, пошиву штор или автомобильных чехлов. Творческой такую работу, когда каждая швея «сидит» на одной операции, назвать сложно.

– Тем и нравится мне моя работа, что это каждый раз что-то новое, что требует поиска, вдохновения и виден результат, – добавляет Ольга Куделькина.

Себе и двум дочкам шить практически не успевает. Правда, был случай, когда старшая слёзно попросила за подружку. Той выпала горящая путёвка на Бали, где девушка решила сыграть свадьбу. А свадебного платья не было и требовалось его срочно сшить. В ателье насчитали 30 тысяч за срочность, предложив ткань по 4 тысячи за метр.

– Мы вместе отправились в магазин, выбрали атлас по 700 рублей, и получилось у нас великолепное платье к сроку и в разы дешевле. На Бали моя невеста была просто звезда, – резюмирует мастерица.

Несколько лет назад Ольга Викторовна получила высшее педагогическое образование и теперь ведёт уроки рисования для дошколят и школьников. Так получилось, что однажды попросили подменить в классе заболевшую коллегу и, как говорит сама, дети всё решили за неё.

Талант к рисованию у Ольги от папы. Для костюмера этот навык не менее важен, чем умение класть ровные строчки по ткани, ведь создание костюма всегда начинается с эскиза.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

 

- Вконтакте;

 

- Одноклассники;

 

- Telegram

Авторы:Елена Баева