Хореограф Елена Майорова ведёт дневник – в тетрадке в клеточку

20 октября 2023, 03:00Дополнительное образованиеФото: архив Е. Майоровой

Танцоров видно по походке, осанке и… ответственности

Когда несколько лет назад жительница Екатеринбурга переехала на Сахалин, была сильно удивлена. Кружки здесь бесплатно. Да и увлечение танцами нынче просто повальное, благодаря, в том числе, многочисленным телевизионным шоу. Профессия хореографа востребована во всех регионах страны, так что Елена Андреевна быстро нашла применение своему опыту, и теперь она педагог дополнительного образования в Доме детского творчества Анивского городского округа. Работа помогла быстро адаптироваться в незнакомом городе, обрести круг общения, завести друзей.

«Тандем» – это особенная атмосфера

– У нас в городе кружки, секции и студии для детей – в основном платные. И взносы за участие в конкурсах – забота родителей, как и проезд ребёнка к месту проведения, и костюмы сценические сами покупают. Дополнительное образование для ребёнка становится ощутимой статьёй расходов в семейном бюджете. А на Сахалине всё бесплатно, да ещё очень большой выбор кружков и секций для ребят, – говорит Елена Майорова.

Впрочем, теперь для неё «у нас» – это не Урал, а Сахалин, не Екатеринбург, а Анива. Первый её детский коллектив состоял из старшеклассников первой и второй анивских школ. С ними она поставила номер ко Дню города. Сегодня в хореографическом коллективе под названием «Тандем» занимаются дети трёх возрастных групп: малыши трёх-четырёх лет, ребята постарше от пяти до семи и школьники от восьми до одиннадцати лет. Всего около полусотни юных танцоров.

Сама Елена Андреевна танцами занимается полжизни, с тех самых пор как вчерашней школьницей начала постигать азы профессии хореографа в училище. Что дают танцы детям? Почему родители массово ведут своих чад в танцевальные студии? И что такого завораживающего в танце есть для самого педагога?

На эти непростые вопросы редакция газеты «Утро Родины» искала ответы вместе с хореографом.

– Если рассуждать с практической точки зрения, танцы – это гордая осанка, лёгкая походка, хорошая растяжка. Это умение держаться на сцене, выступая перед большой аудиторией, ведь не каждый взрослый на такое способен. Кроме того, танцы – это дисциплина, которая помогает в учёбе, да и в жизни пригодится. В достижении целей без неё никуда. Танцы – это настроение. И вообще наш коллектив очень дружный, сформировалась особая атмосфера, очень добрая и тёплая. И это тоже важно для детей и для меня, как педагога, – рассказывает Елена Андреевна.

Каждый ребёнок талантлив

В тетрадке в клеточку педагог ведёт специальный дневник, в котором отмечает всё, даже самые маленькие успехи своих танцоров. Чтобы монотонность тренировок не свела к нулю юный задор, педагог старается сделать занятия как можно разнообразнее.

Обучение преимущественно проводится в игровой форме. Занимаются не только в классе, но и на сцене, когда свободна. Так дети сразу осваивают сценическое пространство, понимают, куда и когда они выходят во время номера. На каждой тренировке обязательно присутствует новый материал, разучивается новое движение, а столь нелюбимые растяжки максимально смягчены.

– Принимаю в коллектив всех желающих. Считаю, что каждый ребёнок талантлив, у каждого должна быть возможность свои таланты раскрыть. Конечно, конкурсы выигрывать проще, когда детей в коллектив отбирают по способностям. Но мой опыт подсказывает, что, если ребёнок очень хочет танцевать, всё у него получится. Потому что помимо таланта важную роль играет характер. И не раз наблюдала, как горячее желание самого ребёнка и поддержка родителей творят чудеса. Даже если на первый взгляд юный мечтатель не рождён для танца: нет чувства ритма или, к примеру, немного косолапит, – продолжает хореограф.

Стимулы очевидные и не очень

Успех любого детского коллектива движим ещё одним неочевидным механизмом: это родительская заинтересованность и влияние.

Про родителей своих воспитанников педагог говорит:  «Они у меня замечательные!». Для них она проводит открытые уроки. Родители – главные зрители на отчётных концертах Дома творчества. Последний так и назывался – «Спасибо вам, родители».

На подобных выступлениях в зале всегда аншлаг и звучат самые громкие овации. Летом в Южно-Сахалинске прошёл III областной фестиваль-конкурс детского хореографического искусства «Танцующий ангел». Более 650 участников из десяти муниципалитетов области боролись за призовые места. «Тандем» вернулся домой с дипломом 3 степени сразу в двух возрастных группах: 4-5 и 7-12 лет.

– Сцена, концерты, конкурсы – очень важные стимулы для ребят, чтобы продолжать заниматься танцами, разучивать новые, расти над собой вчерашними. И для нас, педагогов, это тоже важные ступени развития. В год мы ставим с ребятами шесть новых номеров. В отпуске всё лето обдумываю следующий учебный год, так рождаются новые идеи. Иногда старшие дети что-то предлагают. Но помимо хореографии и техники исполнения каждый танец – это шоу, для которого важно подобрать костюмы, музыкальное сопровождение, световое оформление, выстроить современную режиссуру. С костюмами нам очень помогает швея Дома творчества Ольга Викторовна Куделькина. Она вообще круто всё делает, – раскрывает педагог «секреты» закулисья.

Таланты и поклонники

В наше время в хореографии сложно выделиться, столько танцевальных проектов, публичных шоу и направлений. Кажется, фантазия постановщиков просто бесконечна, а современная режиссура подняла планку на невероятную высоту. Но у детских коллективов из провинции своя ниша, которую никогда не займёт ни один, даже самый профессиональный ансамбль. Потому что у этих ребят самые преданные поклонники – папы и мамы, дедушки и бабушки.

Но побеждать в конкурсах без сложных элементов тоже теперь не получится. Поэтому помимо неувядающих народных танцев в постановках «Тандема» присутствуют и экспериментальная хореография, и сложные элементы, и соединение стилей, и акробатические номера – всё, что так украшает современную хореографию.

– Моя дочь, ей восемь лет, занимается в старшей группе «Тандема», а помимо этого – в секции художественной гимнастики. Вместе с ещё одной девочкой, тоже гимнасткой, они выполняют у нас акробатические элементы, – добавляет Елена Андреевна.

Танец – это движение

О чём мечтает педагог? О своём зале. Чтобы были зеркала на стенах, в которых дети видят своё отражение для лучшей отработки техники, чтоб обязательно балетный станок, чтобы простор. Новый зал позволит и качество занятий поднять, и набор детей расширить.

– Нам обещают. Сейчас вот с третьего этажа школа искусств съехала, появилась такая возможность, – надеется хореограф.

Кроме детской Елена Андреевна ведёт группу для взрослых. Она так и называется «Мама в танцах» и предназначена для женщин в возрасте 30 плюс. Педагог признаётся, что со взрослыми работать сложнее. Не потому, что с годами они гибкость потеряли, а потому, что слишком занятые – семья, работа, а на увлечение время выделяется по остаточному принципу.

Сама Елена Андреевна времени на своё профессиональное развитие не жалеет, считая важным не отставать. В таком динамично развивающемся искусстве как танец важно всегда быть в тренде. Посещает мастер-классы, повышает квалификацию, берёт онлайн уроки мастерства у московских педагогов. Отправляет именитым хореографам на профессиональный разбор видеозапись своих номеров, и разборы эти бывают довольно жёсткими, а потому полезными.

Принимала участие в региональном этапе конкурса «Сердце отдаю детям» для педагогов дополнительного образования. В 2021 году Сахалинская область впервые заявилась на такой конкурс.

– Мне было очень интересно. Это был полезный опыт, который обогатил меня своими маленькими открытиями, – признаётся Елена Майорова.

Не забудьте подписаться на нас в соцсетях:

 

- Вконтакте;

 

- Одноклассники;

 

- Telegram.